УДК 398.2 + 392.34
Коняев И. И., бакалавр, 3 курс, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
Степанов В. П., доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной антропологии и этнонациональных процессов, главный научный сотрудник НОЦ «Социальная антропология», Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева
Konyaev I. I., student, 3 course, Faculty of Philosophy, Orel State University named after I. S. Turgenev
Stepanov V. P., Doctor of Historical Sciences, Professor, Head of the Department of Social Anthropology and Ethnic Processes, Ch. Researcher REC «Social Anthropology», Orel State University named after I.S. Turgenev
Рассматриваются четыре основных подхода к интерпретации колыбельных песен с пожеланием смерти ребенку. В контексте излагаемого материала важно обратить внимание на достаточно распространенное в среде восточных славян и русских, в том числе, представлении новорожденного фронтирного состояния, иными словами, образа младенца, между двумя мирами: мертвых и живых. Авторы обращают внимание на то, что особенно некрещеный выступал как хтоническое существо, связанное с потусторонним миром.
Мы можем наблюдать большой диапазон взглядов на феномен смертной колыбельной, ещё более удивителен тот факт, что все гипотезы имеют достаточно убедительную и серьёзную аргументацию (основанную на этнографических данных), соответственно можно предположить, что все они в некоторой степени дополняют друг друга.
Ключевые слова: смертная колыбельная, смерть, младенец, хтоническое существо, ритуал.
Four main approaches to the interpretation of lullabies with the wish of death for a child are considered. In the context of the material presented, it is important to pay attention to the fairly widespread among the East Slavs and Russians, including the idea of representing the frontier state, in other words, the image of the baby represented between the two worlds: the dead and the living. The authors draw attention to the fact that he was especially unbaptized, acting as a chthonic creature associated with the other world.
We can observe a wide range of views on the phenomenon of the mortal lullaby, even more surprising is the fact that all hypotheses have quite convincing and serious arguments (based on ethnographic data), respectively, we can assume that they all complement each other to some extent.
Keywords: mortal lullaby, death, infant, chthonic creature, ritual.
Список литературы
Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 1957. 240 с.
Ветухов А. В. Народные колыбельные песни / Этнографическое обозрение. М., № 1-4,1892.
Виноградов Г.С. Народная педагогика / Сибирская ЖС, Иркутск, 1926г., вып. 3-4
-
Головин В. В. Колыбельная песня и заговор/ Фольклор и народная культура. In memoriam, СПБ, 2003. С. 266-278.
Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. Пер. с нем. К. Д. Цивиной. Примем. Т. А. Бернштам, Т. В. Станюкович и К. В. Чистова. Послесл. К. В. Чистова. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. 511 с.
Зеленин Д. К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: Умершие неестественною смертью и русалки / В ступ. ст. Н. И. Толстого; подготовка текста, коммент., указат. Е. Е. Левкиевской. М.: Издательство - Индрик, 1995. 432 стр
Кавелин К.Д. Собр. соч.: В 4 т. Т. 4. СПб., 1900. VI, 1348 стб.
Мельников М.Н. Русский детский фольклор Сибири. Новосибирск, 1970. М.: Просвещение, 1987. 240 с.
Паутова Н. Забытые мотивы материнского фольклора / Развитие личности. 2010. №3.
URL: https:/ cyberleninka.ru/article/n/zabytye-motivy-materinskogo-folklora-folklora. (дата обращения: 02.12.2019).
Пыпин А. Н. История русской этнографии: В 4 т. Т. 2. Общий обзор изучений народности и этнография великорусская. СПб., 1891. 428 с.
Пыпин, А.Н. Для истории ложных книг: Трепетник. Дни добрые и злые. Рафли. 13 с.
URL: http:/ e-heritage.ru/ras/view/publication/general.html?id=47050949 (дата обращения: 01.12.2019).
Савчук В.В.Приговор колыбельной / Альманах «Фигуры Танатоса», Тема смерти в духовном опыте человечества. , Третий специальный выпуск / Материалы первой международной конференции, С.-Петербург, 2-4 ноября 1993 г. Санкт-Петербург : Издательство СПбГУ, 1993. C.38–44.
Тихонравов Н.С. Памятники отреченной русской литературы: (Прил. к соч. «Отреченные книги древней России») / Собр. и изд. Николаем Тихонравовым. 1863. Т. 1. СПб: тип. т-ва «Обществ. польза». [4], XII, 313 с.
Туминас Д.К. К вопросу о функции смертной колыбельной песни [Электронный ресурс] / Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика.
URL: https:/ ruthenia.ru/folklore/tuminas1.htm (дата обращения: 04.12.2019).
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка в четырех томах. Том 2 (Е-Муж).] Перевод с немецкого и дополнения О.Н. Трубачева. 2-е издание, стереотипное. М.: Прогресс, 1986. 672 с.
References
Anikin V. P. Russkie narodnyie poslovitsyi, pogovorki, zagadki i detskiy folklor. M., 1957. 240 s.
Vetuhov A. V. Narodnyie kolyibelnyie pesni / Etnograficheskoe obozrenie. M., № 1-4, 1892.
Vinogradov G.S. Narodnaya pedagogika / Sibirskaya ZhS, Irkutsk, 1926g., vyip. 3-4
-
Golovin V. V. Kolyibelnaya pesnya i zagovor/ Folklor i narodnaya kultura. In memoriam, SPB, 2003. S. 266-278.
Zelenin D. K. Vostochnoslavyanskaya etnografiya. Per. s nem. K. D. Tsivinoy. Primem. T. A. Bernshtam, T. V. Stanyukovich i K. V. Chistova. Poslesl. K. V. Chistova. M.: Nauka. Glavnaya redaktsiya vostochnoy literaturyi, 1991. 511 s.
Zelenin D. K. Izbrannyie trudyi. Ocherki russkoy mifologii: Umershie neestestvennoyu smertyu i rusalki / V stup. st. N. I. Tolstogo; podgotovka teksta, komment., ukazat. E. E. Levkievskoy. M.: Izdatelstvo Indrik, 1995. 432 s.
Kavelin K.D. Sobr. soch.: V 4 t. T. 4. SPb., 1900. VI, 1348 s.
Melnikov M.N. Russkiy detskiy folklor Sibiri. Novosibirsk, 1970. M.: Prosveschenie, 1987. 240 s.
Pautova N. Zabyityie motivyi materinskogo folklora / Razvitie lichnosti. 2010. №3.
URL: https:/ cyberleninka.ru/article/n/zabytye-motivy-materinskogo-folklora-folklora. (data obrascheniya: 02.12.2019).
Pyipin A. N. Istoriya russkoy etnografii: V 4 t. T. 2. Obschiy obzor izucheniy narodnosti i etnografiya velikorusskaya. SPb., 1891. 428 s.
Pyipin, A.N. Dlya istorii lozhnyih knig: Trepetnik. - Dni dobryie i zlyie. Rafli. 13 s.
URL: http:/ e-heritage.ru/ras/view/publication/general.html?id=47050949 (data obrascheniya: 01.12.2019).
Savchuk V.V. Prigovor kolyibelnoy / Almanah Figuryi Tanatosa, Tema smerti v duhovnom opyite chelovechestva. , Tretiy spetsialnyiy vyipusk / Materialyi pervoy mezhdunarodnoy konferentsii, S.-Peterburg, 2-4 noyabrya 1993 g. Sankt-Peterburg : Izdatelstvo SPbGU, 1993. C.38–44.
Tihonravov N.S. Pamyatniki otrechennoy russkoy literaturyi: Pril. k soch. Otrechennyie knigi drevney Rossii / Sobr. i izd. Nikolaem Tihonravovyim. - 1863. - T. 1. - SPb: tip. t-va Obschestv. polza, XII, 313 s.
Tuminas D.K. K voprosu o funktsii smertnoy kolyibelnoy pesni / Folklor i postfolklor: struktura, tipologiya, semiotika.
URL: https:/ ruthenia.ru/folklore/tuminas1.htm (data obrascheniya: 04.12.2019).
Fasmer M. Etimologicheskiy slovar russkogo yazyika v chetyireh tomah. Tom 2 E-Muzh. Perevod s nemetskogo i dopolneniya O.N. Trubacheva. 2-e izdanie, stereotipnoe. M.: Progress, 1986. 672 s.
Полный текст PDF