Выявление критериев детского самоощущения счастья с целью их проецирования на взрослую жизнь

Identification of criteria for children's sense of happiness with a view to their projection into adulthood

УДК 101.1::316

Санькова С. М., доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры философии и культурологии, Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева

Савина О. Г., педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности, МБ ДОУ «Детский сад № 90 комбинированного вида города Орла»

Sankova S. M., Doctor of Historical Sciences, Professor, Department of Philosophy and Cultural Studies, Orel State University named after I. S. Turgenev

Savina O. G., teacher of additional education in graphic activities MB DOU «Kindergarten No. 90 of a combined view of the city of Orel»

В представленной работе ставится задача показать значение выявления критериев детского самоощущения счастья с целью проецирования этих критериев на взрослую жизнь. Под счастьем в данной работе понимается ощущения полноты бытия. Исследование основывается на следующих положениях: - отказ от восприятия детства в первую очередь как биологического и психологического феномена, связанного с возрастными особенностями, что предполагает возможность сохранения ряда составляющих мироощущения детства во взрослой жизни; - активное применение практики «философии с детьми» как совместного творчества концептов, в том числе и концепта счастья, что должно приводить к совместным действиям взрослых и детей по его практическому осуществлению; - в качестве нового исторического этапа развития межвозрастных отношений мы предлагаем «перенимающий стиль», предполагающий, что к XXI веку взрослый уже стал настолько сознательным, что готов учиться у детей. Основными методами исследования стали включенное наблюдение, беседа, анализ результатов изобразительной деятельности детей, анализ литературных произведений отечественных писателей, описывающих детство, а также анализ социологических и психологических данных, представленных другими исследователями. По результатам исследования делается вывод, что основными обстоятельствами, в которых наиболее полно проявляется самоощущение счастья в раннем детском возрасте, являются игровая деятельность, творчество, познание. Сохранение данных составляющих во время перехода во взрослую жизнь помогает сохранить и ощущение счастья.

Ключевые слова: счастье, детство, деятельность, игра, творчество, познание.

The paper aims to identify the criteria for children's sense of happiness and present their projection on adulthood. The authors proceed from the understanding of happiness as a feeling of the fullness of being. The study is based on the following provisions: - Rejection of the perception of childhood in the first place as a biological and psychological phenomenon associated with age characteristics. This implies the possibility of preserving a number of components of the worldview of childhood in adult life. - The use of the practice of “philosophy with children” as a co-creation of concepts, including the concept of happiness. This should lead to joint actions of adults and children in its practical implementation. - As a new historical stage in the development of relations between adult and children, we propose a “borrower style”. We hope that by the 21st century, an adult has already become so conscious that he is ready to learn from children. Basic research methods: included observation, conversation, analysis of the results of the artistic activities of children, analysis of literary works of domestic writers describing childhood, analysis of sociological and psychological data provided by other researchers. The conclusion of the study: the main circumstances of the self-perception of happiness in early childhood are activities, creativity, and cognition. These components must be preserved during the transition to adulthood.

Keywords: happiness, childhood, activity, play, creativity, cognition.

Список литературы

  1. Абраменко, 2011 – Абраменко Е. В. Система позитивных отношений как позиция счастливого человека в младшем школьном возрасте / Известия ВГПУ. Серия «Педагогические науки». 2011. № 4 (58). С. 97-99.
  2. Абраменко, 2009 – Абраменко Е. В. Становление позиции счастливого человека в младшем школьном возрасте / Известия ВГПУ. Серия «Педагогические науки». 2009. № 6 (40). С. 103-106.
  3. Абраменкова, 2007 – Абраменкова В. В. Добро и зло в картине мира современного ребенка / Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2007. №. 2. С. 131—154.
  4. Аверченко, 2008 – Аверченко А. О маленьких для больших. Рассказы. М., 2008. 208 с.
  5. Блаженный Августин, 2013 – Блаженный Августин. Исповедь. Перевод М. Е. Сергеенко. СПб., 2013. 373 с.
  6. Бобина, 2011 – Бобина Т. О. Мотив детства как «потерянного рая» в автобиографической прозе русского зарубежья / Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2011 / 1 (25). С. 96 – 102.
  7. Бочкарева, 2008 – Бочкарева Е. В. Мир ребенка и мир взрослого в рассказах Н. А. Тэффи / Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 32 (70). С. 89 – 92.
  8. Внучка Выготского, 2017 – Внучка Выготского: 12 историй о детском садике / Сайт корпорации «Российский учебник». 7 ноября 2017 [Электронный ресурс]. URL: https:/rosuchebnik.ru/material/vygotskiy-razvitie-rebenka-doshkolnogo-vozrasta/ (дата обращения: 26.07.2019).
  9. Гусейнов, 2018 – Гусейнов А. А. Счастье / Новая философская энциклопедия. Электронная библиотека ИФ РАН. 2018 [Электронный ресурс]. URL: https:/iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH985 c292099c0486b945098 (дата обращения: 26.06.2019).
  10. Де Моз, 2000 – Де Моз Л. Психоистория / пер. с англ. Ростов н/Д., 2000. 509 с.
  11. Детство Л. Н. Толстого (из воспоминаний писателя) / Литературное чтение. 3 класс. Часть 1. Школа России. М., 2018. С. 148–151
  12. Джидарьян, 2013 – Джидарьян И. А. Психология счастья и оптимизма. М., 2013. 268 с.
  13. Кон, 2003 – Кон И. С. Ребенок и общество. М., 2003.
  14. Крупенина, 2015 – Крупенина М. И. Концепция детства в литературе / Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Toм 7. № 3.
  15. Малащенко, 2011 – Малащенко В. Молодежь XXI века / Слово.ру: Балтийский акцент. 2011. Том. 2. № 1–2. С. 67 – 74.
  16. Меньшиков, 1894 – Меньшиков М. О. Высшая цель / Книжки Недели. 1894. № 11. С. 236 – 267.
  17. Михалков, 2015 – Михалков С. В. А что у вас? М., 2015. 48 с.
  18. Обухова, 1996 – Обухова Л. Ф. Две парадигмы в исследовании детского развития / Вопросы психологии. 1996. № 5. С. 30 – 38.
  19. Подвойский, Наумова, 2014 – Подвойский Д. Г., Наумова Н. П. Детство как социально конструируемый феномен / Вестник РУДН. Серия Социология. 2014. № 2. С. 43 – 59.
  20. Ратьковский, 2015 – Ратьковский И. С. Дзержиново в судьбе «Железного Феликса» / Новейшая история России. 2015. № 3. С. 8 – 21.
  21. Ретюнских, 1998 – Ретюнских Л. Т. Онтология игры. Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. М., 1998. 397 с.
  22. Ретюнских, 2016 – Ретюнских Л. Т. Практический смысл «философии с детьми» / Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». М.: ООО Мозаика-синтез, 2016. С. 856 – 857.
  23. Толстой, 1936 – Толстой Л. Н. Вариант первой главы статьи «Зеленая палочка» / Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений. Т. 36. М.-Л., 1936. С. 549 – 554.
  24. Фенькина, 2014 – Фенькина А. А. Игровая культурная практика как жизнь дошкольника / Педагогическое образование в России. 2014. № 5. С. 23 – 27.
  25. Цепенникова, 2013 – Цепенникова А. Н. Искусство быть счастливым: воспитательный потенциал рассказов Н. А. Тэффи на уроках литературы в 11 классе / Педагогическое образование в России. 2013. № 5. С. 94 – 98.
  26. Чехов, 2016 – Чехов А. П. Мальчики. М., 2016. 14 с.

References

  1. Abramenko, 2011 – Abramenko E. V. Sistema pozitivny`x otnoshenij kak poziciya schastlivogo cheloveka v mladshem shkol`nom vozraste / Izvestiya VGPU. Seriya «Pedagogicheskie nauki». 2011. № 4 (58). S. 97-99.
  2. Abramenko, 2009 – Abramenko E. V. Stanovlenie pozicii schastlivogo cheloveka v mladshem shkol`nom vozraste / Izvestiya VGPU. Seriya «Pedagogicheskie nauki». 2009. № 6 (40). S. 103-106.
  3. Abramenkova, 2007 – Abramenkova V. V. Dobro i zlo v kartine mira sovremennogo rebenka / Vestnik PSTGU. Seriya IV: Pedagogika. Psixologiya. 2007. №. 2. S. 131—154.
  4. Averchenko, 2008 – Averchenko A. O malen`kix dlya bol`shix. Rasskazy`. M., 2008. 208 s.
  5. Blazhenny`j Avgustin, 2013 – Blazhenny`j Avgustin. Ispoved`. Perevod M. E. Sergeenko. SPb., 2013. 373 s.
  6. Bobina, 2011 – Bobina T. O. Motiv detstva kak «poteryannogo raya» v avtobiograficheskoj proze russkogo zarubezh`ya / Vestnik Chelyabinskoj gosudarstvennoj akademii kul`tury` i iskusstv. 2011 / 1 (25). S. 96 – 102.
  7. Bochkareva, 2008 – Bochkareva E. V. Mir rebenka i mir vzroslogo v rasskazax N. A. Te`ffi / Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2008. № 32 (70). S. 89 – 92.
  8. Vnuchka Vy`gotskogo, 2017 – Vnuchka Vy`gotskogo: 12 istorij o detskom sadike / Sajt korporacii «Rossijskij uchebnik». 7 noyabrya 2017 [E`lektronny`j resurs]. URL: https:/rosuchebnik.ru/material/vygotskiy-razvitie-rebenka-doshkolnogo-vozrasta/ (data obrashheniya: 26.07.2019).
  9. Gusejnov, 2018 – Gusejnov A. A. Schast`e / Novaya filosofskaya e`nciklopediya. E`lektronnaya biblioteka IF RAN. 2018 [E`lektronny`j resurs]. URL: https:/iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH985 c292099c0486b945098 (data obrashheniya: 26.06.2019).
  10. De Moz, 2000 – De Moz L. Psixoistoriya / per. s angl. Rostov n/D., 2000. 509 s.
  11. Detstvo L. N. Tolstogo (iz vospominanij pisatelya) / Literaturnoe chtenie. 3 klass. Chast` 1. Shkola Rossii. M., 2018. S. 148–151
  12. Dzhidar`yan, 2013 – Dzhidar`yan I. A. Psixologiya schast`ya i optimizma. M., 2013. 268 s.
  13. Kon, 2003 – Kon I. S. Rebenok i obshhestvo. M., 2003.
  14. Krupenina, 2015 – Krupenina M. I. Koncepciya detstva v literature / Istoricheskaya i social`no-obrazovatel`naya my`sl`. 2015. Tom 7. № 3.
  15. Malashhenko, 2011 – Malashhenko V. Molodezh` XXI veka / Slovo.ru: Baltijskij akcent. 2011. Tom. 2. № 1–2. S. 67 – 74.
  16. Men`shikov, 1894 – Men`shikov M. O. Vy`sshaya cel` / Knizhki Nedeli. 1894. № 11. S. 236 – 267.
  17. Mixalkov, 2015 – Mixalkov S. V. A chto u vas? M., 2015. 48 s.
  18. Obuxova, 1996 – Obuxova L. F. Dve paradigmy` v issledovanii detskogo razvitiya / Voprosy` psixologii. 1996. № 5. S. 30 – 38.
  19. Podvojskij, Naumova, 2014 – Podvojskij D. G., Naumova N. P. Detstvo kak social`no konstruiruemy`j fenomen / Vestnik RUDN. Seriya Sociologiya. 2014. № 2. S. 43 – 59.
  20. Rat`kovskij, 2015 – Rat`kovskij I. S. Dzerzhinovo v sud`be «Zheleznogo Feliksa» / Novejshaya istoriya Rossii. 2015. № 3. S. 8 – 21.
  21. Retyunskix, 1998 – Retyunskix L. T. Ontologiya igry`. Dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni doktora filosofskix nauk. M., 1998. 397 s.
  22. Retyunskix, 2016 – Retyunskix L. T. Prakticheskij smy`sl «filosofii s det`mi» / Sbornik materialov Ezhegodnoj mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Vospitanie i obuchenie detej mladshego vozrasta». M.: OOO Mozaika-sintez, 2016. S. 856 – 857.
  23. Tolstoj, 1936 – Tolstoj L. N. Variant pervoj glavy` stat`i «Zelenaya palochka» / Tolstoj L. N. Polnoe sobranie sochinenij. T. 36. M.-L., 1936. S. 549 – 554.
  24. Fen`kina, 2014 – Fen`kina A. A. Igrovaya kul`turnaya praktika kak zhizn` doshkol`nika / Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014. № 5. S. 23 – 27.
  25. Cepennikova, 2013 – Cepennikova A. N. Iskusstvo by`t` schastlivy`m: vospitatel`ny`j potencial rasskazov N. A. Te`ffi na urokax literatury` v 11 klasse / Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2013. № 5. S. 94 – 98.
  26. Chexov, 2016 – Chexov A. P. Mal`chiki. M., 2016. 14 s.

Полный текст PDF