DOI: 10.33979/2587-7534-2024-1-86-96
УДК 130.2
Пластун В. Ю., аспирант, Омский государственный университет путей сообщения
Plastun V. Yu., Postgraduate, Omsk State Transport University
В контексте социально-культурных и философских исследований потребления осмысливаются такие феномены, как консюмеризм и просюмеризм. Рассматривается этимология данных слов, приводятся определения понятий, выявляются сущностные характеристики данных феноменов и их типы. Научной новизной данной статьи является авторская типология просюмеристских практик. Анализ консюмеризма и просюмеризма проводится через исследование консюмеристских практик (демонстративное потребление, гедонистическое потребление) и просюмеристских практик (DIY, цифровое протребление). Делается вывод об актуальности просюмеризма как идеологии потребления, его ключевой роли для устойчивости таких общественных сфер, как экономика и культура, а также для формирования идентичности деятельной личности. Также указывается, что российская, постсоветская идеология потребления носит просюмеристский характер.
Ключевые слова: консюмеризм; просюмеризм; протребление; практики потребления; DIY; цифровое протребление; демонстративное потребление; гедонистическое потребление.
The focus of the paper is to understand the phenomena of consumerism and prosumerism in the socio-cultural and philosophical domains. The paper deals with the etymology, definitions, some essential characteristics and types of consumerism and prosumerism. The scientific novelty that the author proposes here is the typology of prosumer practices. The analysis of consumerism and prosumerism is carried out by studying consumer practices (conspicuous consumption, hedonic consumption) and prosumer practices (DIY, digital prosumption). The author comes to the conclusion that prosumerism is the current consumption ideology and it plays a key role in sustaining the national economy and culture as well as helps to form a creative personal identity. It is also indicated that the Russian, post-Soviet consumption ideology is of a prosumerist nature.
Keywords: consumerism; prosumerism; prosumption; consumption practices; DIY; digital prosumption; conspicuous consumption; hedonic consumption.
Список литературы