Влияние пространственно-временных факторов на ценностное сознание студенческой молодежи

The influence of spatial and temporal factors on the value consciousness of students

DOI: 10.33979/2587-7534-2024-3-103-111

УДК 316.752

Тазов П. Ю., старший преподаватель кафедры маркетинга, Государственный университет управления

Tazov P. Yu., Senior Lecturer at the Department of Marketing, State University of Management

Рассматриваются пространственно-временные факторы, влияющие на ценностное сознание студенческой молодежи. Анализируются теоретико-методологические подходы к темпоральным характеристикам ценностей и смыслов. Автор приходит к выводу, что временная перспектива влияет на формирование жизненных целей и планов. В качестве социального проявления темпоральности рассматривается неопределённость как социокультурный феномен и его влияние на ценностное сознание студенческой молодежи. Неопределенность отражает темпоральные аспекты социокультурной сферы общества. Доказывается, что в условиях неопределённости формируется стратегия «социального серфинга», которая реализуется в частой смене статусов и ролей без глубокой идентификации с социальными структурами. В этом контексте выделяется временная перспектива как характеристика ценностного сознания студенческой молодежи, которая также отражает реакцию социального субъекта на состояние неопределенности. В качестве пространственного фактора рассматриваются цифровые коммуникации, в которых формируются и конституируются виртуальная идентичность и виртуальные роли и связанные с ними ролевые диспозиции. Последние включают систему установок и ценностей. Выделяются риски для ценностного сознания молодых людей в пространстве цифровых коммуникаций.

Ключевые слова: студенческая молодежь, ценностное сознание, ценности студентов, факторы изменения ценностей, темпоральность, влияние цифровых коммуникаций, цифровые коммуникации, пространственно-временные факторы.

The spatial and temporal factors influencing the value consciousness of students are considered. Theoretical and methodological approaches to the temporal characteristics of values and meanings are analyzed. The author comes to the conclusion that the time perspective affects the formation of life goals and plans. As a social manifestation of temporality, uncertainty is considered as a socio-cultural phenomenon and its impact on the value consciousness of students. Uncertainty reflects the temporal aspects of the sociocultural sphere of society. It is proved that in conditions of uncertainty, a strategy of «social surfing» is formed, which is implemented in frequent changes of statuses and roles without deep identification with social structures. In this context, the time perspective is highlighted as a characteristic of the value consciousness of students, which also reflects the reaction of a social subject to a state of uncertainty. Digital communications are considered as a spatial factor in which virtual identity and virtual roles and related role dispositions are formed and constituted. The latter include a system of attitudes and values. The risks for the value consciousness of young people in the space of digital communications are highlighted.

Keywords: student youth, value consciousness, student values, factors of value change, temporality, influence of digital communications, digital communications, spatial and temporal factors.

Список литературы

  1. Бауман, 2002 – Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2002. 324 с.
  2. Вишневский, 2021 - Вишневский Ю. Р. Образ будущего глазами уральских студентов / Ю. Р. Вишневский, А. Н. Тарасова, Д. Ф. Телепаева / Siberian Socium. 2021. Т. 5. № 3 (17).
  3. Гофман, 2003 – Гофман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневдневного опыта /Пер. с англ. Р. Е. Бумагина и др. М.: Ин-т социологии РАН: Ин-т Фонда «Обществ. мнение», 2003. 750 с.
  4. Дидковская, 2018 - Дидковская. Я. В. Взаимосвязь образа будущего и инновационного потенциала молодежи / Молодежь индустриальных регионов России: образ социального будущего и инновационный потенциал: монография. Под общ. ред. проф. Я. В. Дидковской, ст. преп. Д. В. Трынова. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. 215 с.
  5. Кулешов, Козырев, 2023 – Кулешов С. М., Козырев Н.А. Влияние социально-экономических кризисов на ценностные ориентации современной молодежи: опыт социологического исследования / Российское общество сегодня: ценности, институты, процессы: Материалы Всероссийской научной конференции, Санкт-Петербург, 16–18 ноября 2023 года. Санкт-Петербург: ООО Издательский дом «Сциентиа», 2023. С. 1516-1521.
  6. Левада, 1999 – Левада Ю. А. «Человек приспособленный» / Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 1999. №5. С. 5-32.
  7. Лисенкова, 2021 – Трансформация социокультурной идентичности в цифровом пространстве: монография / А. А. Лисенкова. Пермь : ПГИК, 2021. 286 с.
  8. Нюттен, 2004 – Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2004. 607 с.
  9. Тазов, 2020 – Тазов П.Ю. Временная перспектива в нравственном воспитании студентов / Современные проблемы науки и образования. 2020. № 1. URL: https:/science-education.ru/ru/article/view?id=29585 (дата обращения: 05.04.2024).
  10. Хабаров, 2021 – Хабаров А. А. Техники лингвокогнитивного манипулирования в реалиях информационно-психологического противоборства/ Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2021. № 4. С. 72-82.
  11. Хайдеггер, 1993 – Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993. 447 с.
  12. Штомпка, 1996 - Штомпка П. Социология социальных изменений. М.: Аспект Пресс, 1996. С. 105.
  13. Frank, 1939 – Frank L.K. Time perspectives / J. of Social Philosophy. 1939. № 4. Р. 293-312.

Полный текст PDF