Четыре религиозных системы в сериале «Мир Дикого Запада»

Four Religious Systems in the Series "Westworld"

DOI: 10.33979/2587-7534-2024-3-54-70

УДК 1+130.2

Ищенко Н. С., кандидат философских наук, доцент, кафедра философии, истории и педагогики, ЛГАУ имени К. Е. Ворошилова.

Пилавов Г. Ш., кандидат философских наук, доцент, философии, истории и педагогики, ЛГАУ имени К. Е. Ворошилова.

Ishchenko N. S., Associate Professor of the Department of Philosophy, history and pedagogy, Candidate of Philosophical Sciences, LSAU named after K. E. Voroshilov.

Pilavov G. Sh., Associate Professor of the Department of Philosophy, history and pedagogy, Candidate of Philosophical Sciences, LSAU named after K. E. Voroshilov.

В статье анализируются религиозные идеи сериала «Мир Дикого Запада». Раскрываются смыслы лабиринта как места обретения самосознания и пространства языческих жертвоприношений. Показано, что в сериале создание мира и человека демонстрирует черты различных религиозных систем: ветхозаветного монотеизма, зороастрийского дуализма и христианства. Проведены параллели между развитием сюжета второго сезона и библейским сюжетом Исхода. Проанализирован символизм Вавилонской башни в третьем и четвертом сезоне сериала, а также концепция христианской жертвы, данная средствами технологий в постхристианском мире.

Ключевые слова: искусственный интеллект; Мир Дикого Запада; сериал; лабиринт; монотеизм; дуализм; Ветхий Завет; христианство.

The paper focuses on the religious ideas of the series «Westworld». The meanings of the labyrinth as a place of gaining self-awareness and a space of pagan sacrifices are revealed. It is shown that in the series the creation of the world and man demonstrates the features of various religious systems: Old Testament monotheism, Zoroastrian dualism and Christianity. Parallels are drawn between the development of the plot of the second season and the biblical plot of the Exodus. The symbolism of the Tower of Babel in the third and fourth seasons of the series is analyzed, as well as the concept of Christian sacrifice given by means of technology in the post-Christian world.

Keywords: artificial intelligence; Westworld; series; labyrinth; monotheism; dualism; Old Testament; Christianity.

Список литературы

  1. Атакуев, 2022 – Атакуев М. Н. Причины и следствия цифрового возрождения бихевиоризма / Цифровой ученый: лаборатория философа. 2022. Т. 5. № 3. С. 103-116.
  2. Балакирева, 2020 – Балакирева Т. А. Художественный образ искусственного интеллекта в кинематографе (на примере кинофильма «Ex machina» и сериала «Мир Дикого Запада») / Studia Culturae. 2020. № 44. С. 165-174.
  3. Беляев, Гончарова, Максимов, 2020 – Беляев И. А., Гончарова В. А., Максимов А. М. Соотношение свободы и независимости в христианстве и светской рациональной философии / Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2020. № 6. С. 120-128.
  4. Бушуева, 2017 – Бушуева Т. И. «Мир Дикого запада» через призму теории К. Г. Юнга / Т. И. Бушуева / Архивариус. 2017. Т. 2. № 3(18). С. 65-67.
  5. Гребенкин, 2008 – Гребенкин О. А. Учение об искупительной жертве Христа (богословско-антропологический этюд) / Сборник статей преподавателей и выпускников Воронежской Православной Духовной Семинарии. 2008. № 3. С. 75-84.
  6. Достоевский, 2020 – Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы. М.: Эксмо, 2020. 928 с.
  7. Жигалова, 2023 – Жигалова Л. Г. Живое и неживое в пространстве современных сериалов: витальность андроидов / Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2023. № 7. С. 119-134.
  8. Зорин, 2020 – Зорин А. Н. «Мир дикого Запада». От эволюции к революции вестерна / Наука телевидения. 2020. Т. 16. № 3. С. 61-85.
  9. Кереньи, 2007 – Кереньи К. Дионис: Проо6раз неиссякаемой жизни: Пер. с нем. М.: Ладомир, 2007. 319 с.
  10. Кереньи, 2007 – Кереньи К. Элевсин: архетипический образ матери и дочери. Пер. с. англ. М.: Рефл-бук, 2000. 288 с.
  11. Ларюшкин, 2020 – Ларюшкин С. А. Онтологичность и универсальность Христовой Жертвы как средство сохранения духовности социума / Труды Нижегородской Духовной семинарии. 2020. № 18. С. 395-402.
  12. Лескова, 2015 – Лескова Е. В. Жанровая специфика притчи и параболы в творчестве Ф. Кафки и Ф. М. Достоевского экзистенциальный аспект: специальность 10.01.01 «Русская литература»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Калининград, 2015. 22 с.
  13. Лосев, 1957 – Лосев А. Ф. Античная мифология в её историческом развитии. М.: ГУПИ, 1957. 620 с.
  14. Нечаева, 1972 – Нечаева В. С. Журнал М. М. и Ф. М. Достоевских «Время». 1861-1863. М.: Наука, 1972. 316 с.
  15. Попова, 2023 – Попова Е. Р. Специфика повествования в сериале Westworld / Юный ученый. 2023. № 5(68). С. 9-16.
  16. Разумовская, 2016 – Разумовская В. А. Многоязычие «сильных» текстов литературы: продолжение строительства Вавилонской башни / Концепт и культура: диалоговое пространство культуры: языковая личность. Текст. Дискурс: сборник статей VI международной научной конференции, Кемерово - Ялта, 25–27 сентября 2016 года / Кемеровский государственный университет; Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского. Кемерово – Ялта: Кемеровский государственный университет, 2016. С. 287-293.
  17. Селютина, Шарашина, Лихватских, 2018 – Селютина Е. А., Шарашина Ю. Н, Лихватских Т. С. Картина мира сериала «мир Дикого запада»: семиотический подход / Научные школы. Молодёжь в науке и культуре XXI века: Материалы Международного научно-творческого форума (научной конференции), Челябинск, 01–02 ноября 2018 года. Челябинск: Челябинский государственный институт культуры, 2018. С. 268-271.
  18. Смирнов, Кульпинов, 2016 – Смирнов А. Е., Кульпинов С. С. К вопросу о влиянии зороастризма на космологию христианских гностиков / Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2016. Т. 15. С. 96-102.
  19. Смирнова, 2021 – Смирнова М. В. Проблема реальностей в научно-фантастическом сериале «Мир Дикого Запада» / Визуальное во всём: Сборник статей спецсеминара. Вып/ 3. М.: Общество с ограниченной ответственностью «Эдитус», 2021. С. 109-114
  20. Строева, 2018 – Строева О. В. Феноменология тела в контексте постгуманизма (на примере популярных сериалов жанра киберпанк) / Наука телевидения. 2018. Т. 14, № 1. С. 41-56.
  21. Суинберн, 2011 – Суинберн Р. Искупительная жертва Христа / Философия религии: альманах. 2011. Вып. 3. С. 40-50.
  22. Сухих, 2006 – Сухих О. С. Элементы антиутопии в рассказах В.Ф. Одоевского и «Легенде о великом инквизиторе» Ф.М. Достоевского / Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Филология. 2006. № 1. С. 82-86.
  23. Сычев, Коваль, Ушкин, 2020 – Сычев А. А., Коваль Е. А., Ушкин, С. Г. Социология за пределами реальности: постгуманизм и биополитика в сериале «Мир Дикого Запада» / Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 6(160). С. 141-172.
  24. Шеркова, Кузина 2020 – Шеркова Т. А., Кузина Н. В. К вопросу о сформированности категории личности как саморегулирующейся динамической системы самосознания индивидуума в додинастическом Египте / Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. № 3. С. 505-526.
  25. Barbu, 2022 – Barbu M. Virtual Dystopias: Westworld and Technology’s Potential to Save or Enslave the World / Caietele Echinox. 2022. Vol. 43. P. 226-245.
  26. Da Silva, 2023 – Da Silva C. Um futuro laboral distópico prenunciado na série Westworld da HBO Max / Aurora. Revista de Arte, Mídia e Política. 2023. Vol. 16. No. 47. P. 19-36.
  27. Day, 2023 – Day K. Oedipal Anxieties in HBO’s Westworld / Journal of Popular Film and Television. 2023. Vol. 51. No. 1. P. 18-28.
  28. Holy, 2022 – Holy M. Westworld and overcoming of traditional gender dualisms: Is feminism really for everybody or just for female androids? / Northern Lights. 2022. Vol. 20. No. 1. P. 83-98.
  29. Negri, 2022 – Negri A. Westworld as cultural continuity and symptom / A. Negri, R. Tietzmann / Societes. 2022. Vol. n° 154. No. 4. P. 9-20.
  30. Ralambosoa, 2022 – Ralambosoa M. Westworld: un abrégé incisif de sociologie de la souffrance / Societes. 2022. Vol. n° 154. No. 4. P. 99-110.
  31. Wilder, 2023 – Wilder S. A. All the (West)World’s a Stage: HBO’s Westworld as Metatext–Intertextuality, Genre, Seriality, Format / Journal of Popular Film and Television. 2023. Vol. 51. No. 3. P. 118-130.
  32. Wilkins, 2023 – Wilkins Ch. Intangibility and Selfhood: Westworld as Allegory for Adaptation in the Digital Age / Adaptation. 2023. Vol. 16. No. 2. P. 214-230.
  33. Wise, 2022 – Wise J. M. Person of Westworld: figurations of living machines, memory, and trauma / Subjectivity. 2022. Vol. 15. No. 4. P. 248-263.

Полный текст PDF