УДК 167.7
Налетов Ю.А., кандидат философских наук, доцент кафедры логики, философии и методологии науки, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева
Naletov Y.A., Candidate of Philosophy, Docent, Associate professor of Department of Logic, Philosophy and Methodology of Science, Orel State University named after I.S. Turgenev
В статье рассматриваются актуальные проблемы концептуального и методологического единства теоретических систем в науках о живом. Характерной особенностью современной биологии является принципиальная разделенность ее основных концептуальных систем как в содержательном, так и логико-методологическом планах. Более того, нарастание мозаичности и фрагментированности биологического знания стало главной тенденцией развития современной биологической науки. Автором критически оцениваются классические идеи унификации биологического знания, посредством которых обеспечивалось содержательное или логико-методологическое единство научных систем биологии. Эпистемологические разрывы, гетерогенность биологического знания обнаруживается в методологическом и концептуальном смысле, причем наибольшая степень смыслового и логико-методологического расхождения характерна для эволюционного знания.
Ключевые слова: гетерогенность биологического знания, эпистемологический разрыв, замкнутые концептуальные системы в науках о живом.
The article deals with the actual problems of the conceptual and methodological unity of theoretical systems in the life sciences. A characteristic feature of modern biology is the fundamental separation of its main conceptual systems both in terms of content and logical and methodological plans. Moreover, the increasing mosaic and fragmentation of biological knowledge has become the main trend in the development of modern biological science. The article critically evaluates the classical ideas of the unification of biological knowledge, through which the substantive or logical-methodological unity of the scientific systems of biology was ensured. Epistemological gaps, heterogeneity of biological knowledge is found in the methodological and conceptual sense, and the greatest degree of semantic and logical-methodological divergence is characteristic of evolutionary knowledge.
Keywords: the heterogeneity of biological knowledge, the epistemological break, the closed conceptual systems in the life sciences.
Список литературы
References