DOI: 10.33979/2587-7534-2023-4-87-97
УДК 130.2
Паниотова Т. С. доктор философских наук, профессор Института философии и социально-политических наук Южного федерального университета
Paniotova T. S. D. Sci. (Philos.), full professor, Institute of Philosophy and Social and Political Sciences, Southern Federal University
Статья посвящена презентации в современных утопиях технологического искусства образа человека будущего. Особенность современной ситуации в утопических исследованиях автор статьи видит в переориентации утопического творчества с проектов глобального преобразования общества на проекты усовершенствования человека, а в последнем случае – с социализации индивида на изменение его телесности. Произошедшая «индивидуализация» утопии была комплементарна появлению и развитию движения трансгуманизма, которое связывает возможности безграничного развития личности с научно-техническим прогрессом в области био-, нано- технологий. Возникновение трансгуманизма было следствием конвергенции двух тенденций новоевропейской культуры: атропоморфизации машин и машинизации человека (Тищенко). Многие представители технологического искусства солидаризировались с трансгуманизмом и стали проводниками его идей в художественную культуру.
Ключевые слова: технологическое искусство, трансгуманизм, технократическая утопия, индивидуализация утопии, Стеларк, Копра, Ли Антунес, Харбиссон.
The article is devoted to the presentation of the image of the future man in modern utopias of technological art. The author sees the peculiarity of the modern situation in Utopian Studies in the reorientation of utopian creativity from projects of global transformation of society to projects of human improvement, and in the latter case, from the socialization of the individual to changing his physicality. The “individualization” of utopia was complementary to the emergence and development of the transhumanism movement, which connects the possibilities of limitless personal development with scientific and technological progress in the field of bio- and nanotechnology. The emergence of transhumanism was a consequence of the convergence of two trends in new European culture: the atropomorphization of machines and the mechanization of humans (Tishchenko). Many representatives of technological art identified themselves with transhumanism and became conductors of its ideas into artistic culture.
Keywords: technological art, transhumanism, technocratic utopia, individualization of utopia, Stelarc, Kopra, Li Antunes, Harbisson.
Список литературы