ABYSS

сетевое издание (научный электронный журнал)

Инструменты пользователя

Инструменты сайта


abyss_issue:27:2

Задача как объект исследования

Task as an object of research

DOI: 10.33979/2587-7534-2024-1-8-25

УДК 167.1

Сидельников Ю. В., доктор технических наук, профессор, главный научный сотрудник Института проблем управления РАН, профессор МАИ

Sidel’nikov Y.V., Doctor of Technical Sciences, Professor, Scientific Director of the «Center for Modeling the Future», Chief Researcher, Institute for Control Problems of the Russian Academy of Sciences, Professor of Moscow Aviation Institute

В статье рассмотрена задача как объект исследования. Для этой цели разработан список наводящих вопросов (задач). Эти задачи либо решены, либо пояснены. Предложен развернутый обзор трактовок понятия «задача» и отмечены их недостатки. Сделаны выводы из всех рассмотренных обзоров, статей и сайтов. Предложено разбиение всех повествовательных задач на группы. Показано, что одна из этих трех групп, включающая исследовательские текстовые задачи, рассматриваемые как системы, обычно включает три структурных элемента. Предложены пять постулатов и гипотеза о возможности эффективного разбиения на подгруппы лишь исследовательских задач. Выявлены еще два структурных элемента, один из них для задач, представленных в виде вопроса, а другой для прогнозных задач. Предложены будущие направления исследований.

Ключевые слова: задача как система; наводящие вопросы; постулаты.

The article considers the task as an object of research. A list of suggestive questions (tasks) has been developed that will better comprehend the goal and will advance in their solution. These tasks are either solved or explained. A detailed review of interpretations of the concept of “task” is proposed and their shortcomings are noted. Conclusions are drawn from all the reviews considered, articles and sites. The division of all narrative tasks into groups was proposed. It is shown that one of these three groups, including research text tasks, considered as systems, usually includes three structural elements. Five postulates and a hypothesis are proposed about the possibility of effective division into subgroups of only research tasks. Two more structural elements were identified, one of them for tasks presented in the form of a question, and the other, for forecast tasks. Future research areas are proposed.

Keywords: task as a system; suggestive questions; postulates.

Список литературы

  1. Альтшуллер, 1989 – Альтшуллер Г. С., Злотин Б. Л., Зусман А. В., Филатов В.И. Поиск новых идей: от озарения к технологии. (Теория и практика решения изобретательских задач). Кишинев: Изд-во «Картя Молдовеняскэ», 1989. 381 с.
  2. Аристотель, 1978 – Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т.2/ Ред. З. Н. Микеладзе. М.: Изд-во «Мысль». 687 с.
  3. Балл, 1990 – Балл Г. А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект. - М.: Педагогика, 1990. 184 с.
  4. Бантова, Бельтюкова, 1984 –– Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. Методика преподавания математике в начальных классах: учебное пособие для учащихся школ отд-ний пед. уч-щ (спец.№2001) Под редакцией М. А. Бантовой 3-е издание, испр. М. Просвещение, 1984. 335 с.
  5. Босс, 2003 – Босс В. Интуиция и математика. М.: Айрис-пресс, 2003. 192 с.: ил.
  6. Брушлинский, 1970 – Брушлинский А. В. Психология мышления и кибернетика. М., «Мысль», 1970. 191 с.
  7. Брушлинский, 1979 – Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование. (Логико-психологический анализ) / А. В. Брушлинский; Ин-т психологии Акад. наук СССР. М.: Мысль, 1979. 228 с.
  8. Буш, 1972 – Буш Г. Я. Методы технического творчества. Рига: Издательство «Лиесма», 1972. 73 с.
  9. Ганчев, 1971 – Ганчев И. За математическите задачи. София, «Народна просвета», 1971. 159 с.
  10. Гжегорчик, 1979 – Гжегорчик А. Популярная логика. Пер. с польского С.П. Беляева. Из-во «Наука», Главная редакция физико-математической литературы. Изд. третье, стереотипное. М. 1979. 112 с.
  11. Глушков, 1971 – Глушков В. М., Брановицкий В. И., Довгялло А. М., Рабинович 3. Л., Стогний А. А. Человек и вычислительная техника. Под общ. ред. акад. В. М. Глушкова. Киев: Наук. думка, 1971. 294 с.
  12. Дойч, 2014 – Дойч Д. Начало бесконечности: Объяснения, которые меняют мир/ Дэвид Дойч; Пер. с англ. М.: Альпина нон-фикшн, 2014. 581 с.
  13. Ивин, 2023 – Ивин А. А. Логика: учебник и практикум для вузов/ А. А. Ивин. – 4-е изд., испр. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2023. 377 с. (Высшее образование). ISBN 978-5-534-18363-4. Текст : электронный / Образовательная платформа Юрайт [сайт]. URL: https:/urait.ru/bcode/534861 (дата обращения: 22.12.2023).
  14. Карпенко, 1990 – Карпенко А. С. Фатализм и случайность будущего: логический анализ. М.: Наука, 1990. 214 с.
  15. Колягин, 1977 – Колягин Ю. М. Задачи в обучении математике. Часть 1. Математические задачи как средство обучения и развития учащихся. М., Просвещение, 1977. 113 с.
  16. Костюк, Балл, 1977 – Костюк Г. С., Балл Г. А. Категория задачи и ее значение для психолого-педагогических исследований / Вопросы психологии. 1977. № 3 май-июнь 1977. С. 12-23.
  17. Ладыженская, Баранов, Тростенцова, 2018 – Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2-х частях. Ч. 1. М.: Просвещение, 2018. С. 191.
  18. Лапыгин, 2006 – Лапыгин Ю. Н. Теория организаций/ 4-е изд., перераб, и доп. Владимир: ВлГУ, 2006. 213 с.
  19. Леонтьев, 1970 – Леонтьев А. Н. Автоматизация и человек / Психологические исследования. Вып. 2. М., 1970. С. 3-12.
  20. Леонтьев, 1977 – Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. / 2-е изд. М.: Политиздат, 1977. 304 с.
  21. Международный стандарт, 2004 – Международный стандарт ISO/IEC TR 9126-4: 2004, Software Engineering. Product quality. Part 4: Quality in use metrics.
  22. Международный стандарт, 2008 – Международный стандарт ISO/IEC 12207:2008 (IEEE Std 12207- 2008), Systems and Software Engineering. Software life cycle processes. URL: https:/go.mail.ru/redir?type=sr&redir=eJzLKCkpKLbS1y8q1SvPzM4sSE3JTNTLL0rXB_H0VV0MVC3NQaSTAZg0gbENVS2g4gwMhmZmZhZmxiamRgwz_ S3S3d41XZ_ 4QpfXqOTFMgBDkBxK&src=199829a&via_ page=1&user _type= 55&oqid=d63ff6e4f387e908 (дата обращения: 09. 04.2023).
  23. Метельский, 1982 – Метельский Н. В. Дидактика математики. Общая методика и ее проблемы: Учебное пособие для вузов. МН.: Изд-во БГУ, 1982. 256 с.
  24. Моро, Пышкало, 1978 – Моро М. И., Пышкало А. М. «Методика обучении математике 1-3 класс». Пособие для учителя. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Просвещение, 1978. 336 с.
  25. Налимов, 1971 – Налимов В. В. Теория эксперимента. Физико-математическая библиотека инженера, Изд. «Наука». Главная редакция физико-математической литературы, 1971. 208 с.
  26. Ожегов, 1952 – Ожегов С. И. Словарь русского языка [Текст]: 52000 слов / Сост. С. И. Ожегов; под общ. ред. акад. С. П. Обнорского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1952. 848 с.
  27. Пойа, 1959 – Пойа Д. Как решать задачу. Пер. с англ. Под редакцией Ю. М. Гайдука. Государственное учебно-педагогическое изд-во, Мин. Просвещения РСФСР, М.: 1959. 208 с.
  28. Пуанкаре, 1990 – Пуанкаре А. О науке: Пер. с фр./Под ред. Л. С. Понтрягина. 2-е изд., стер. М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1990. 736 с. /Наука и метод. 367. 522 с.
  29. Салтыков, Сидельников, Русяева, 2013 – Салтыков С. А. Сидельников Ю. В., Русяева Е. Ю. Свойства методов решения сложных задач / Экономические стратегии. 2013. № 7. С. 98-103.
  30. Сергеев, Соколов, 1986 – Сергеев К. А., Соколов А. Н. Логический анализ форм научного поиска. М.: Наука, 1986. 121 с.
  31. Сиделников, 2014 – Сидельников Ю. В. Анализ трактовок ключевого понятия «методология». Труды XXII Всероссийского совещания по проблемам управления. (ВСПУ-2014). Стр. 7861 - 7864, Россия, Москва, ИПУ РАН, 16 – 19 июня 2014 г.
  32. Сидельников, Калмыков, 2017 – Сидельников Ю. В., Калмыков Н. С. Методы постановки экспертных задач и их корректировки / Экономика и управление в машиностроении. 2017. № 5. C. 59– 64.
  33. Сидельников, Салтыков, 2008 – Сидельников Ю. В., Салтыков С. А. Процедура установления соответствия между задачей и методом / Экономические стратегии. 2008. №7. С. 102–109.
  34. Словарь, 1990 – Словарь. Под. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
  35. Стойлова, 2015 – Стойлова Л. П. Математика: учебник для студ. Учреждений высш. образования / Л. П. Стойлова. 5-е издание, стер. М.: Издательский центр «Академия», 2015. 464 с.
  36. Титова, 2014 – Титова Е. И. Различные трактовки понятия «задача» и методика их решения/ Е. И. Титова, А. В. Чапрасова. Текст: непосредственный / Молодой ученый. 2014. № 6 (65). С. 760 -762.
  37. Фридман, Турецкий, 1984 – Фридман Л. М., Турецкий Е. Н. «Как научиться решать задачи». Пособие для учащихся. 2-е изд. М.: Просвещение, 1984. 175 с.
  38. Чагров, 1992 – Чагров А. В. Континуальность множества максимальных суперинтуиционистских логик со свойством дизъюнктивности”, Матем. заметки, 51:2 (1992), 117–123; Math. Notes, 51:2 (1992),188–193.
  39. Baer, Dirks, Nickerson, 2013 – Baer M., Dirks K. T., Nickerson J. A. Microfoundations of strategic problem formulation. Strategic Management Journal. 2013. vol. 34. pp: 197–214.

Полный текст PDF

abyss_issue/27/2.txt · Последние изменения: 2024/03/24 13:40 — Желтикова И. В.

Инструменты страницы