ABYSS

сетевое издание (научный электронный журнал)

Инструменты пользователя

Инструменты сайта


abyss_issue:27:7

Консюмеризм и просюмеризм: идеологии и практики потребления

Consumerism and prosumerism: ideologies and practices of consumption

DOI: 10.33979/2587-7534-2024-1-86-96

УДК 130.2

Пластун В. Ю., аспирант, Омский государственный университет путей сообщения

Plastun V. Yu., Postgraduate, Omsk State Transport University

В контексте социально-культурных и философских исследований потребления осмысливаются такие феномены, как консюмеризм и просюмеризм. Рассматривается этимология данных слов, приводятся определения понятий, выявляются сущностные характеристики данных феноменов и их типы. Научной новизной данной статьи является авторская типология просюмеристских практик. Анализ консюмеризма и просюмеризма проводится через исследование консюмеристских практик (демонстративное потребление, гедонистическое потребление) и просюмеристских практик (DIY, цифровое протребление). Делается вывод об актуальности просюмеризма как идеологии потребления, его ключевой роли для устойчивости таких общественных сфер, как экономика и культура, а также для формирования идентичности деятельной личности. Также указывается, что российская, постсоветская идеология потребления носит просюмеристский характер.

Ключевые слова: консюмеризм; просюмеризм; протребление; практики потребления; DIY; цифровое протребление; демонстративное потребление; гедонистическое потребление.

The focus of the paper is to understand the phenomena of consumerism and prosumerism in the socio-cultural and philosophical domains. The paper deals with the etymology, definitions, some essential characteristics and types of consumerism and prosumerism. The scientific novelty that the author proposes here is the typology of prosumer practices. The analysis of consumerism and prosumerism is carried out by studying consumer practices (conspicuous consumption, hedonic consumption) and prosumer practices (DIY, digital prosumption). The author comes to the conclusion that prosumerism is the current consumption ideology and it plays a key role in sustaining the national economy and culture as well as helps to form a creative personal identity. It is also indicated that the Russian, post-Soviet consumption ideology is of a prosumerist nature.

Keywords: consumerism; prosumerism; prosumption; consumption practices; DIY; digital prosumption; conspicuous consumption; hedonic consumption.

Список литературы

  1. Бодрийяр, 2020 – Бодрийяр Ж. Общество потребления. М., 2020. 384 с.
  2. Белл, 1986 – Белл Д. Социальные рамки информационного общества / Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. С. 330-342.
  3. Василовская, 2017 – Василовская Е. А. Антиконсюмеризм как феномен общества потребления: дис. … канд. филос. наук. Красноярск. 2017. 132 с.
  4. Волков, Печкуров, 2022 – Волков Ю. Г., Печкуров И. В. Демонстративное потребление в ракурсе социо-культурных процессов современности / Социально-гуманитарные знания. 2022. №4. С. 58-68.
  5. Ильин, 2016 – Ильин А. Н. Наше потребительское настоящее. Омск. 2016. 332 с.
  6. Овруцкий, 2012 – Овруцкий А. В. Социальная онтология потребления: научные представления, модели, общество потребления: дис. … д. филос. наук. Ростов н/Д, 2012. 394 с.
  7. Тоффлер, 2009 – Тоффлер Э. Третья волна. М., 2009. 795 с.
  8. Тоффлер, Тоффлер, 2008 – Тоффлер Э., Тоффлер Х. Революционное богатство: как оно будет создано и как оно изменит нашу жизнь. М., 2008. 569 с.
  9. Clarke, 2003 – Clarke D. B. The Consumer Society and the Postmodern City. London, 2003. 268 p.
  10. Dunn, 2008 – Dunn R. G. Identifying consumption: subjects and objects in consumer society. Philadelphia. 2008. 235 p.
  11. Encyclopedia, 2012 – Encyclopedia of consumption and waste : the social science of garbage / Carl A. Zimring, general editor ; William L. Rathje, consulting editor. Thousand Oaks, California: SAGE Publications, 2012. 1177 p.
  12. Evans, 2018 – Evans D. M. What is consumption, where has it been going, and does it still matter? / The Sociological Review. 2018. P. 1-19.
  13. Kellner, 1989 – Kellner D. Critical Theory, Marxism and Modernity. Polity Press, 1989. 284 p.
  14. Lodziak, 2002 – Lodziak C. The myth of consumerism. London, 2002. 182 p.
  15. Miles, 2006 – Miles S. Consumerism As a Way of Life. London: Sage Publications, 2006. 174 p.
  16. Ritzer, 2013 – Ritzer G. Prosumption: Evolution, revolution, or eternal return of the same? / Journal of Consumer Culture. 2013. Volume 14, Issue 1. P. 3-24.
  17. Vasilyeva, 2012 – Vasilyeva Z. Do-it-yourself practices: Technical knowledge in late Soviet and Post-Soviet Russia / Tsantsa: Revue de la Société Suisse d'Ethnologie. 2012. N 17. P. 28-32.
  18. Watson, Shove, 2008 – Watson M., Shove E. Product, Competence, Project and Practice: DIY and the Dynamics of Craft Consumption / Journal of Consumer Culture. 2008. №8(1). P. 69-89.

Полный текст PDF

abyss_issue/27/7.txt · Последние изменения: 2024/03/23 15:56 — Желтикова И. В.

Инструменты страницы