ABYSS

сетевое издание (научный электронный журнал)

Инструменты пользователя

Инструменты сайта


abyss_issue:33:11

Онтография метафор как пленум артефактов культуры: антропологический аспект объектно-ориентированной онтологии

Ontology of metaphors as a plenum of cultural artefacts: anthropological aspect of object-oriented ontology

DOI: 10.33979/2587-7534-2025-3-109-117

УДК 130.2+111+821.161

Ищенко Н. С., кандидат философских наук, доцент кафедры философии, истории и педагогики, Луганский государственный аграрный университет имени К. Е. Ворошилова.

Ishchenko N. S., Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy, History and Pedagogic, Luhansk Voroshilov State Agricultural University.

В статье дается первый в русской философии онтографический анализ метафор стихотворения на примере произведения Иосифа Бродского «Восходящее желтое солнце следит косыми…» (1978). Показано создание сети смыслов как пленума артефактов. Рассмотрено онтологическое напряжение между чувственными качествами чувственных объектов городской жизни и несуществующими реальными объектами конца жизни, проигранной войны, неподвластного человеку времени, раскрыто их взаимодействие через единственный доступный читателю реальный объект – самого читателя. Проведен философско-антропологический анализ проекта человека, сформированного пленумом артефактов культуры, функционирующих как узлы смысла в данном стихотворении. Определены основные черты проекта человека в данном пленуме: это образованный горожанин, имеющий опыт потерь, разлуки, конца жизненного пути. Показано, что именно несуществующие реальные объекты позволяют подключать к этому проекту новых читателей с иным опытом.

Ключевые слова: объектно-ориентированная онтология, онтография, онтологическое напряжение, метафора, пленум, культурный артефакт, объект культуры, проект человека, Иосиф Бродский.

The paper provides the first ontographic analysis of metaphors in Russian poetry, using the poem «The Rising Yellow Sun Follows the Oblique…» by Joseph Brodsky (1978). The creation of a network of meanings as a plenum of artifacts is shown. The ontological tension between the sensual qualities of the sensual objects of urban life and the non-existent real objects of the end of life, the lost war, and the time beyond human control is examined, and their interaction is revealed through the only real object available to the reader – the reader himself. A philosophical and anthropological analysis of the human project formed by the plenum of cultural artifacts functioning as nodes of meaning in this poem has been conducted. The main features of the human project in this plenum have been identified: it is an educated urban dweller who has experienced loss, separation, and the end of their life journey. It has been shown that it is the non-existent real objects that allow new readers with different experiences to be connected to this project.

Keywords: object-oriented ontology, ontography, ontological tension, metaphor, plenum, cultural artifact, cultural object, human project, Joseph Brodsky.

Список литературы

  1. Бродский, 2024 – Бродский И. А. Урания. Пейзаж с наводнением: стихотворения. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2024. 496 с.
  2. Доброхотов, 2016 – Доброхотов А. Л. Телеология культуры / А.Л. Доброхотов. М.: «Прогресс Традиция», 2016. 528 с
  3. Киселева, 2011 – Киселева В. А. Поэтика цикла И. А. Бродского «Осенний крик ястреба»: автореф. дис. … канд. филол. наук : 10.01.01 / В. А. Киселева; МГГУ имени М.А. Шолохова. Москва, 2011. 22 с.
  4. Ранчин, 2016 – Ранчин А. М. О Бродском: Размышления и разборы. М.: Водолей, 2016. 248 с.
  5. Харман, 2020а – Харман Г. Weird-реализм : Лавкрафт и философия / пер. с англ. Г. Коломийца и П. Хановой. Пермь : Гиле Пресс, 2020. 258 с.
  6. Харман, 2022 – Харман Г. Объектно-ориентированная онтология: Новая «теория всего» / Грэм Харман. М.: Ад Маргинем Пресс, 2022. 320 с.
  7. Харман, 2020b – Харман Г. Спекулятивный реализм: введение / Г. Харман; [пер. с англ. А. А. Писарева]. М.: РИПОЛ классик, 2020. 290 с.
  8. Харман, 2015 – Харман Г. Четвероякий объект: Метафизика вещей после Хайдеггера / пер. с англ. А. Морозов и О. Мышкин. Пермь: Гиле Пресс, 2015. 152 с.
  9. Цегельник, 2007 – Цегельник И. Е. Желтый: цвет и свет в картине мира Иосифа Бродского / Гуманитарные и социально-экономические науки. 2007. № 1(32). С. 166-170.
  10. Чертовских, 2025 – Чертовских М. Г. Бытие несуществующих объектов в литературном жанре «странной прозы» в творчестве современных российских и американских писателей: дис. … канд. филос. наук: 5.7.8. Москва, 2025. 188 с.

Полный текст PDF

abyss_issue/33/11.txt · Последние изменения: 2025/09/16 22:46 — Желтикова И. В.

Инструменты страницы