Этнологическая наука понесла большую утрату, ушел из жизни известный этнолог Всеволод Иванович Наулко.
Сердце ученого перестало биться с началом холодов 1 ноября 2018 года. Долгие годы Всеволод Иванович проработал в Академии наук Украины, в Институте археографии и источниковедения им. М. Грушевского. Имя Всеволода Наулко широко известно не только в украинской науке, но и далеко за пределами его родины.
Родился Всеволод Иванович Наулко в г. Тараща УССР 18 декабря 1933 года. В годы войны вместе с матерью находился в эвакуации в Казахстане и Узбекистане. Возможно, встреча в раннем возрасте с представителями иных культур и предопределила дальнейший интерес юного Всеволода к географии и этнографии.
В 1956 году он окончил географический факультет Киевского государственного университета им. Т. Шевченко и дальше на всю жизнь связал свою судьбу с научной деятельностью.
Примерно в одно время с В. Наулко в Академию наук пришли Я. Прилипко, М. Приходько, В. Горленко. Тогда молодые исследователи, в последующем соавторы фундаментальной историко-этнографической монографии «Українці», попали под начало опытного организатора науки К. Г. Гуслистого. К слову, Владимир Федорович Горленко в последующем стал моим научным руководителем в аспирантуре института искусствоведения, фольклористики и этнологии им. М. Т. Рыльского. Владимир Федорович и познакомил меня с Всеволодом Ивановичем.
Уже первые монографические исследования Всеволода Наулко «Етнічний склад населення УРСР» (1965) и «Географічне розміщення народів УРСР» (1966) обратили на себя внимание научной общественности.
Работы исследователя характеризуются использованием комплексных методик, в том числе социологических методов, серьезным вниманием к источниковой базе. глубокой аргументированностью выводов и легкостью изложения. Последнее, к слову, не часто встречается в научных работах.
Значительное число публикаций автора посвящено вопросам перспектив этнического развития полиэтнической Украины, этнической истории народов, ее населяющих. Серьезное внимание уделял исследователь изучению этнографических групп украинского народа. Его раздел в коллективной монографии «Украинцы» (2000) в крупнейшей в мировой научной практике серии «Народы и культуры», издаваемой в Москве, посвящен численности и территориальному расселению украинцев в XVIII—XX вв.
Многочисленные статьи, атласы, книги, превышающие общей численностью пятьсот опубликованных трудов, являются наследием ученого и научного сообщества. Его многочисленные монографии и учебные пособия продолжают оставаться востребованными современными исследователями в области этнологии Украины и постсоветского пространства.
В 1998 году из-под пера исследователя выходит книга «Хто і відколи живе в Україні» (Кто и с каких пор живет на Украине). Серьезным и глубоким исследованием ученого с коллективом авторов следует назвать справочник 2001 «Етнонаціональні процеси в Україні: історія та сучасність» (Этнонациональные процессы на Украине: история и современность)».
Перенеся тяжелую операцию, Всеволод Иванович восстановился и еще долгие годы оставался в ученом строю. В 2013 году увидела свет книга, в которой он в обобщающей форме знакомит читателя со своей творческой биографией. Начинается она словами Всеволода Ивановича, очень важными для времени, которое сегодня переживает Украина: «Общеизвестно, что «чистых» народов или рас вообще не существует. История человечества воспроизводит сложные процессы формирования, развития и исчезновения одних этнических общностей и замены их другими. Кто в этом не уверен, пусть вспомнит стихотворение известного украинского археолога Бориса Мозолевского: «Словно сон прошли сарматы, готы, гунны, авары, печенеги, кипчаки». … культура Украины – это наследие и сына молдавского господаря, выдающегося деятеля в области политики, религии и образования Петра Могилы, и одного из основателей Славяно-греко-латинской академии белоруса Симеона Полоцкого, и художественные полотна россиянина Ильи Репина, который воспевал героическое прошлое Украины, и пламенные стихи поляка Юлиуша Словацкого, и проникнутые теплым юмором произведения еврея Шолом-Алейхема, и пейзажи грека Архипа Куинджи, и этнографические альбомы француза Де ля Флиза, который назвал Украину своей второй родиной. Это и творческое наследие исследователей украинского фольклора поляка Зорияна Доленги Ходаковского и грузина Николая Цертелева, известных ученых болгарина Марина Дринова, серба Дмитрия Княжевича, россиянки Александры Ефименко и многих других».
У В. И. Наулко было много учеников, и не только тех, кто слушал его мудрые лекции в студенческой аудитории и писал под руководством ученого диссертационные исследования. У этого человека и сейчас многому можно научиться, просто познакомившись с его книгами и статьями. С теми же, кто знал его непосредственно, он, помимо научных знаний, делился своей человечностью, добротой, неисчерпаемой любовью к людям.
Всеволод Иванович всегда оставался душой компании, его энергией заряжались все окружающие. Более семидесяти лет он оставался ярым болельщиком киевского «Динамо» Он был очень любящим сыном. В том числе благодаря такой сыновьей любви его мама дожила практически до столетнего юбилея. Я познакомился с Всеволодом Ивановичем, будучи аспирантом Института искусствоведения, фольклористики и этнологии им. М. Т. Рыльского. Слушал его яркие и всегда эмоционально-авторские выступления на конференциях. Затем он оппонировал на моей защите. После завершения аспирантуры я встречался с Всеволодом Ивановичем редко, так сложилась жизнь, но каждая встреча была ярким впечатлением.
Считая своим долгом написать о Всеволоде Ивановиче эти строки, я каждый раз оттягивал написание последнего предложения. Не хотелось расставаться с образом этого человека. Светлая память о нем сохранится его трудами и в сердцах коллег.
В. П. Степанов