DOI: 10.33979/2587-7534-2025-3-76-91
УДК 130.2
Санькова С. М., доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры философии и культурологии, Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева.
Sankova S. M., Doctor of Historical Sciences, Professor, Department of Philosophy and Cultural Studies, Orel State University named after I. S. Turgenev.
В работе представлен анализ постмодернизма как художественного направления на примере архитектуры. Обращается внимание на то обстоятельство, что постмодернизм как художественное направление является не единственным для эпохи постмодерна, однако именно оно определяет ключевую характеристику данного периода. В статье вводится понятие «всеисторизм» как уникальный феномен постмодерна, заключающийся в соединении всех культурно-исторических явлений в моменте здесь и сейчас, позволяющем человеку постмодерна ощущать себя гражданином всей мировой истории. Данный феномен раскрывается через метод визуальной интерпретации архитектурных произведений постмодернизма. В качестве временных рамок стиля постмодернизма в архитектуре определяются 1960-е – 1980-е гг. ХХ в. Подчеркивается и объясняется ключевая роль американской архитектуры постмодернизма в формировании нового культурно-исторического восприятия. Предпринята попытка многовариантной визуальной интерпретации ряда архитектурных сооружений в стиле постмодернизма, созданных ведущими американскими представителями этого направления.
Ключевые слова: архитектура, постмодерн, визуальная интерпретация, мультикультурализм, всеисторизм, Роберт Вентури, Чарльз Дженкс, Чарльз Мур, Филип Джонсон.
The article presents an analysis of postmodernism as an artistic movement using the example of architecture. It draws attention to the fact that postmodernism as an artistic movement is not the only one for the postmodern era, but it is the one that defines the key characteristics of this period. The article introduces the concept of «universal history» as a unique phenomenon of postmodernity, which involves the combination of all cultural and historical phenomena in the present moment, allowing postmodern individuals to feel like citizens of the entire world history. This phenomenon is revealed through the method of visual interpretation of postmodern architectural works. The 1960s and 1980s of the 20th century are defined as the time frame of the postmodern style in architecture. The key role of American postmodern architecture in shaping a new cultural and historical perception is emphasized and explained. An attempt is made to provide a multi-variant visual interpretation of a number of postmodern architectural structures created by leading American representatives of this style.
Keywords: architecture, postmodernism, visual interpretation, multiculturalism, all history, Robert Venturi, Charles Jencks, Charles Moore, Philip Johnson.
Список литературы